Развивающие игры с песком для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В нашем Центре осуществляется проект «Развивающие игры с песком для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития».

Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?

Во-первых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

Во-вторых, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-четвёртых, перенос традиционных занятий в песочницу существенно усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать более самостоятельно.

Представлено индивидуальное коррекционно-развивающие занятие «Осенняя сказка», где ребёнку были поставлены задачи:

  • упражнение «Собери урожай» (отдельно собрать все морковки, все капусты и пр.)
  • упражнение «Продолжи ряд» (2 морковки, 2 капусты)
  • упражнение «Построй заборчик»
  • упражнение «Угадай, кто пришел, а кто ушел?».

Можно с уверенностью утверждать, что использование игр-занятий с песком в коррекционной работе с детьми школьного возраста позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям, более интенсивно развивать познавательные функции, обогащать социальный опыт.